(Мичуринской и Моршанской епархии Тамбовской митрополии), находится в г. Мичуринске Тамбовской обл.
Мон-рь основан, вероятно, во 2-й трети XVII в. по указанию царя Михаила Феодоровича Романова. Устроителем монастыря считается иером. Иосиф, который, по преданию, в 1627 г. поселился в отшельнической келье в лесу на высоком берегу р. Лесной Воронеж. Впосл. с ним вместе подвизались отцы Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Братия построила деревянные кельи и ц. во имя Св. Троицы. Старец Иосиф направил Нифонта к архиеп. Рязанскому и Муромскому Антонию ( 1637) с прошением об освящении храма. По некоторым сведениям, весной 1635 (1638?) Троицкая ц. была освящена, но вскоре сгорела. 4 окт. 1652 г. архиеп. Рязанский и Муромский Мисаил († 1655) освятил в К. м. деревянный Троицкий храм с приделом в честь Успения Пресв. Богородицы и (Усекновения главы?) св. Иоанна Предтечи. При церкви имелась колокольня.
5 сент. 1636 г. царь Михаил Феодорович повелел ясельничему И. В. Биркину и воеводе М. И. Спешневу ехать в Дикое поле и недалеко от расположения буд. обители строить г. Козлов как одно из звеньев в цепи Белгородской засечной черты. К сер. XVII в. засечная черта была построена и К. м., расположенный к юго-западу от Козлова (ныне Мичуринск), принимал на себя всю тяжесть татар. и калм. набегов. В 1643 г. козловский воевода кн. И. А. Ростовский сообщал царю Михаилу Феодоровичу: «Приходили татарове и полковые казаки на городскую сторону татар не перепустили... и в другие и в третьи приходили к нам татарове, в августе и в ноябре и был бой». За героическую оборону города царь повелел всем защитникам дать по золотому и «на дворовую селитьбу, да на заводь» по 6 р. (Дубасов. 1897. С. 62).
В первые годы существования К. м. не был общежительным, в сер. XVII в. в обители проживали 20 монахов. Ок. 1660 г. игум. Кирилл (Ɨ 1683) инициировал введение в монастыре «общей трапезы», строительство каменных 2-этажной ц. Успения Пресв. Богородицы (1670-1672) с нижней ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, ограды, келий, поварни; ок. 1673 г. приступили к возведению «на погребах» Троицкой ц., которую «сделал до прагов», т. е. заложили фундамент. В 1667 г. царь Алексей Михайлович прислал игум. Кириллу святыни: «перст от Гроба Господня», частицы мощей апостолов Андрея, Тита, равноап. кн. Константина, сщмч. архидиак. Стефана, великомучеников Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Георгия Победоносца, Пантелеимона, Иакова Персянина, мучеников Киприана, Меркурия, Акепсима, Лукиана, мучениц Варвары и Феодосии, преподобных Онуфрия Великого, Александра Свирского, Михаила Малеина, святителей Феодора Сикеота и Иоанна (Илии), архиеп. Новгородского (Казанский. 1849. С. 9); пожаловал К. м. богослужебные книги, в т. ч. напрестольное Евангелие, Толковое Евангелие, Следованную Псалтирь, служебный Шестоднев и Апостол.
Уже в 1635 г. К. м. принадлежало 7 крестьянских дворов. 19 нояб. 1641 г. по грамоте царя Михаила Феодоровича К. м. получил «рыбные ловли и бобровые гоны» на р. Лесной Воронеж и место для постройки мельницы, а 18 нояб. 1645 г.- участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для строительства причала. Согласно описи 1652 г., К. м. владел по обеим сторонам реки 54 четями пахотной земли, 58 четями невозделанной земли, 43 дес. леса, мельницей. В ответ на прошения игум. Дионисия К. м. получил право ловли рыбы в реках Иловай, Лесной Воронеж и Польной Воронеж, подтвержденное грамотами от 29 авг. 1657 г., от 20 сент. 1658 г. и от 15 марта 1659 г., а в 1661 г., при игум. Кирилле,- на Кривецком плёсе. 20 сент. 1662 г. К. м. было передано подворье в Козлове. 25 авг. 1666 г. грамотой царя Алексея Михайловича монастырские люди с «крестьянских пустовых дворов» освобождались от выплаты оброка (Там же. С. 56). Переписная книга мон-ря содержит сведения о наличии во 2-й пол. XVII в. бобровых гонов (урочищ в реках, где жили бобры и производилась их ловля). В сер. XVII в. К. м. владел землями на «ногайской стороне» реки, «около ржавца», т. е. болота (Оглоблин. 1884. С. 98).
Ежедневная регистрация доходов и расходов К. м. с 1682 по 1685 г. дает возможность восстановить мн. стороны внутренней жизни обители. Наибольший доход К. м. приносили «речные деньги» - оброчные платежи за рыбную ловлю в монастырских «ухожах» на реках. Жители окрестных сел (Тарбеево, Стаево, Вышневое, Изосимово, Никольское, Лежа, Ратчино, Каликино, Путятино, Доброе Городище, Глазок), боярские дети и посадские люди Козлова и Воронежа обеспечили в 1684-1685 гг. обители доход только с Бетецких и Серецких «ухожей» размером в 258 р. 26 алтын (более 50% общей суммы дохода К. м. за год). Осенью и зимой мон-рь продавал по неск. возов рыбы собственного улова. 6 янв. 1683 г. «на Воронеже» кроме белуги за 40 алтын было куплено икры 2 пуда с четв., в 1684 г. к празднику Рождества Христова в Тамбове приобретено 5 белуг, черная икра, «за рубль сто стерлядей». С 1684 г. К. м. стал выплачивать в государеву казну «откупные деньги» за пользование рыбными «ухожами». 31 авг. 1685 г., накануне нового года, в казну было уплачено 104 р. 4 алтына, «да подьячему было дано за работу» в приказной избе Козлова. Откупной платеж составил чуть более 21% общего дохода обители за тот год.
Доход приносила монастырская пасека (в кон. XVII в. насчитывалось ок. 200 ульев), к-рой заведовал старец Илия, а окрестные жители платили мон-рю за пользование монастырской мельницей, где работали специально нанятые люди. На скотном дворе К. м. имелись лошади, коровы, куры. Существенный процент дохода К. м. составляли пожертвования богомольцев и жителей Козлова и окрестных сел, в т. ч. козловского воеводы стольника А. И. Данилова, купца С. Григорьева и др. Так, в июне 1684 г. И. Енков из с. Изосимова сделал вклад в обитель - 22 копны ржи, 24 «четвертки» проса, 2 «круга конопей», 300 «четверток пшеницы», «кобылу саврасу» и «шерсти 21 гривенку». В июле того же года А. Овлов из Хмелевой слободы в придачу к «мерину серому, светлая грива направо с пометой» подарил 10 копен ржи, 2 коров, 4 улья и «круг конопей». Лошадей монахи продали, выручив за одного «буланого коня» 15 р.
Вклады в монастырское хозяйство делались при пострижении. Так, старец Александр вложил 13 алтын и 12 копен ржи, а старец Конон - 12 ульев. На монастырской земле выращивали рожь и горох, пшеницу братия обычно закупала. На монастырском огороде росли лук и чеснок, капуста и репа. Урожаи были невелики, поэтому «севошные семена» и овощи приходилось приобретать. Покупали также хмель, ягоды черемухи и «перепечу» (мяту), чтобы варить квас и пиво. Все сельскохозяйственные работы выполняли наемные работники: пахали, сеяли, жали, косили и убирали сено.
В 1682 г. повелением царя Феодора Алексеевича была учреждена Тамбовская епархия, настоятелями К. м. стали архимандриты. В обители проживали 30 насельников под началом архим. Дорофея, к-рый «о приращении и украшении обители, а паче о содержании благочестия и хранении устава, и о согласии братии весьма усердное имел старание» (Казанский. 1849. С. 39, 57). Первый Тамбовский и Козловский еп. Леонтий решил приписать К. м. к архиерейскому дому, чем «вооружил против себя значительное число лиц из духовенства и мирян в Козлове. Вождем оппозиции явился настоятель Козловского монастыря архимандрит Дорофей». Городское духовенство и миряне отправили патриарху Иоакиму жалобу на своего епископа (Введенский С. Н. Тамбовский еп. Леонтий: (Очерк из истории Рус. Церкви кон. XVII и нач. XVIII в.) // ИВ. 1900. Т. 80. № 6. С. 944). 12 мая 1682 г. царь Петр I выдал жалованную грамоту «по челобитью козловцев градских и уездных людей», чтобы К. м. «к иным монастырям не приписывать». В 1684 г. еп. Леонтий был сослан в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня монастырь.
1 сент. 1684 г. патриарх Иоаким назначил на Тамбовскую кафедру архим. св. Питирима, 15 февр. хиротонисал его в Успенском соборе Московского Кремля. В февр. 1685 г. монахи К. м. отправили в столицу для новопоставленного епископа «подводу с лебедями», а в марте прибыли в Москву, где «в почести» еп. Питириму купили подарков на 5 р. 28 алтын и Октоих за 3 р. 20 алтын. 27 февр. 1686 г. еп. Питирим прибыл в Козлов, неск. дней прожил в обители, а 3 апр. 1687 г. выдал жалованную грамоту архим. Дорофею на возведение каменной Троицкой соборной ц. 19 авг. 1692 г. новый храм был освящен, а святитель пожертвовал братии образ Св. Троицы в окладе «с венцами и гривнами златыми». В строительстве храма участвовали плотники, кровельщики, «что башни покрывали», рабочие «по каменному делу», к-рым платили «за кирпичное и каменное ломание» (так, 6 р. задатка получил «гулящий человек» Козьма Еремеев сын Скрылев, подрядившийся «на кирпичное дело»). В 1699 г. сгорели все деревянные постройки обители, но вскоре К. м. был отстроен.
В 1764 г. К. м. стал третьеклассным, с 20 насельниками, 42 приписными крестьянами; по ревизии 1782 г., к обители было приписано лишь 16 крестьян. По повелению имп. Елизаветы Петровны мон-рь мог содержать мастеровых людей всех специальностей, в т. ч. плотников, столяров и иконописцев. Кроме того, К. м. разрешалось набирать и обучать по этим специальностям сирот из монастырской вотчины или приглашать для этих же целей бобылей (ГА Тамбовской обл. Ф. 212. Оп. 1. Д. 117).
В 1790 г. при межевании территории мон-рю прирезали дополнительные земли, пополам с Казанской иконы Божией Матери нижнеломовским монастырем было приобретено за 1 тыс. р. подворье в Тамбове. Во времена правления имп. Николая I центрально-черноземные губернии стали одним из основных регионов производства товарного хлеба, Козлов числился богатым купеческим городом. Среди частных благотворителей К. м. князья Кугушевы, Хрущёвы, Детковы, Каюковы, купцы Гладышевы, Каширские, Придорогины, Бельские, почетные граждане Козлова Кожевниковы. Жена купца А. М. Силантьева пожертвовала в Троицкий собор паникадила стоимостью 7 тыс. р., крест, потир и Евангелие, а также 4 тыс. р. ассигнациями на строительство колокольни.
В кон. XIX - нач. ХХ в. К. м. владел 77,5 дес. земли, Хоботецким хутором в 20 верстах от крепостной стены, соседним лесом в 152 дес., участками пахотной и сенокосной земли (64 дес.) у с. Дубровника и в дер. Криуша Козловского у. Тамбовской губ.; 2 озера принадлежали К. м. в Лебедянском у. В аренду сдавались 8 дач в дубовой роще у монастырских стен. В 1911 г. сумма дохода обители только по арендным платежам составила 4804 р. 50 к. Свободный капитал К. м. вкладывал в процентные бумаги, на 1 янв. 1911 г. он составил более 72 тыс. р.
Настоятель-архимандрит К. м. одновременно являлся ректором Тамбовской ДС. В 1868 г. в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа Козловского, в управление которому вверялся К. м. Викарий пользовался от обители «настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем» (Белых. 1998. С. 107).
К XVIII в. в К. м. находились Свято-Троицкий соборный храм и Успенская ц. В 1733 г. в Троицкой ц. был установлен новый иконостас. С 1792 г. монастырские храмы перестраивались: в Троицком соборе деревянная крыша заменена железной, в 1794-1796 гг. стены расписаны, иконостас вызолочен, иконы отреставрированы. По инициативе настоятеля (1785-1811) игум. Варлаама храмовую икону Св. Троицы украсили серебряной ризой (26 фунтов), местночтимую Тихвинскую икону Божией Матери, которая находилась слева от царских врат,- серебряной ризой «чеканной работы с разными каменьями» (21 фунт 14 золотников). Архим. Варлаам († 23 дек. 1811) был погребен с сев. стороны алтаря Троицкого собора.
В Успенском храме также производились ремонтные работы: 9 и 10 нояб. 1792 г. нижняя церковь была переосвящена во имя Всех святых, с приделом во имя св. Иоанна Предтечи, в 1794 г. в верхнем храме устроен придел во имя прп. Варлаама Хутынского (еп. Тамбовский Феофил (Раев) прежде был архимандритом Варлаамиева Хутынского монастыря). Вся Успенская ц. в 1793 г. была покрыта железом (Казанский. 1849. С. 14-16), в 1844 г. расширена, каменный купол на крыше заменен небольшим железным, в 1911 г. отремонтирована на средства, вырученные от продажи части процентных бумаг.
В 1750 г. вокруг К. м. была возведена монастырская стена с бойницами, крытыми переходами и террасами. Длина ограды после перестройки в 90-х гг. XVIII в. составляла 292 саж., высота - до 7 саж. В 1818-1822 гг. на пожертвования горожан в зап. сегменте ограды была возведена каменная 4-ярусная колокольня (70 аршин) с курантами. Старожилы в нач. XX в. свидетельствовали, что бой был слышен по всей округе, а часы пребывали в рабочем состоянии вплоть до разрушения верхних ярусов колокольни в 1926 г. Крест и глава были железными вызолоченными, купол выкрашен медянкой. В звоннице находились 11 колоколов, подаренных прихожанами, самый большой весил 442 пуда 20 фунтов. Под колокольней находились главные св. ворота, а в будние дни обычно пользовались сев. входом. С сев. стороны располагалась деревянная гостиница для богомольцев, рядом - небольшая каменная часовня. Др. часовня была поставлена к востоку от мон-ря, на берегу р. Воронеж. В обители находились сохранившийся 2-этажный настоятельский (архимандричий) корпус (1801) с 6 братскими кельями и кухней, одноэтажный корпус (1816) с 9 кельями, трапезной и кладовой, деревянные дом казначея, амбар (1874), флигели, ледник, конный и скотный дворы и др. хозяйственные постройки. В 1869 г. на средства горожан над т. н. Капитоновым колодцем в монастырской роще была возведена каменная часовня с иконостасом - в память об избавлении от опасности во время покушения Д. В. Каракозова на имп. Александра II 4 апр. 1866 г. Др. часовня стояла недалеко от мон-ря, на дороге в Козлов.
Монастырская б-ка в 1706 г. насчитывала 49 названий книг, в 1776 г.- 63, а в 1849 г.- 201. Игум. Варлааму принадлежала келейная б-ка из 119 книг, в т. ч. и светского характера: «Букварь», «Словарь юридический», «Азбука с правописанием» (ГА Тамбовской обл. Ф. 181. Оп. 1. Д. 42). В 1839 г. б-ка обители пополнилась 8 рукописными книгами, оставшимися после кончины мон. Романа (Там же. Ф. 212. Оп. 1. Д. 383). Возможно, книгами из монастырской б-ки могли пользоваться и миряне. В «Тетрадях выдачи из библиотеки монахам книг для чтения» имеются записи: «на мельницу», «в город», «на гостиницу» (Там же. Д. 487, 511, 520, 534, 536).
В ризнице К. м. хранился крест с частицами мощей святых (вложен в 1727), а согласно описанию 1777 г.,- много церковных облачений, воздухов и покровцов, в т. ч. 2 «покровца и воздух крестообразной формы серебряного глазета небесного цвета с херувимами, шитыми серебром, коих лики писаны на тафте, обложены кругом серебряной бахромою, кресты, шитые серебром по карте, средина коих на покровцах обойдена четвероугольником серебряной тесьмой», а также «пелена к образу Живоначальной Троицы белого глазета, вышитая по краям синелью разными цветами, на ней четыре крестика небольшие, а в середине их пятый большой, шитый золотом по карте» (Там же. Ф. 212. Оп. 1. Д. 193). Бывш. настоятель К. м. архиеп. Платон (Фивейский) передал К. м. частицу пояса Пресв. Богородицы, залитую в «воскомастику».
На территории К. м. погребены почитаемые иеромонахи Капитон, Нектарий и козловский юродивый Иоанн Семенович Григорьев (1791-1820), на могилах которых регулярно служились панихиды, зафиксированы случаи исцелений (Казанский. 1849. С. 54). По просьбе настоятеля К. м. и ректора Тамбовской ДС архим. Феоктиста насельник К. м. иером. Филарет в 60-х гг. XIX в. составил «Житие Ивана Семеновича Григорьева». В 2011 г. наместник одесского во имя св. Илии пророка монастыря архим. Виктор (Быков) во время посещения Св. горы обнаружил в Пантелеимоновом мон-ре портрет юродивого Иоанна. К 2014 г. в архиве К. м. хранилась фотокопия портрета.
К обители совершались городские крестные ходы: в дни празднования Св. Троицы и Успения Пресв. Богородицы, а также в 9-ю пятницу по Пасхе для благословения ржаных хлебов и раздачи нищим. Одновременно у стен мон-ря устраивались ярмарки.
С сент. 1761 г. К. м. возглавлял бывший строитель Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни архим. Исаакий. 21 сент. того же года Тамбовский еп. Пахомий (Симанский) отправил архим. Исаакию послание-устав с регламентацией богослужебной жизни в обители (опубл.: Там же. С. 21-37). Но внутренняя жизнь К. м. приходила в упадок. 25 июля 1791 г. игум. Варлаам составил «письменные правила» для козловской братии. Среди прочего игумен требовал: входные ворота в обитель запирать строго в 21 ч., а «кто не успеет придти в назначенное вечернее время, наказывать - стоять на коленях в церкви целую службу», отлучаться из мон-ря иноки могли лишь 1 раз в неделю и только с письменного разрешения настоятеля (под страхом «посаждения в железы» на 2 дня), все пожертвования предписывалось отдавать «в кружку» казначею иером. Кирику. Часть братии отказалась подписывать эти правила, посчитав их слишком строгими. По совету Тамбовского еп. Феофила (Раева) игум. Варлаам написал послание, в к-ром напомнил монахам об обете послушания: «О други мои! Где ваша совесть, где ваше монашеское обещание? До какого самовластия и распутства довели себя, что забыли ко мне духовнаго дружества... Как предстаните ко олтарю, моля Послушливого бывшего до смерти Крестныя?» Видимо, игум. Варлааму удалось убедить насельников принять новый устав: по некоторым сведениям, часть братии даже «решила увеличить свои молитвенные подвиги», прибавив к обычному чинопоследованию чтение канонов и акафистов. В окт. 1793 г. игумен благословил на всех службах, кроме вечери, произносить проповеди «для назидания братии и богомольцев» (Хитров. 1861. С. 126; Казанский. 1849. С. 29-32).
Настоятель (1826-1831) архим. Николай (Соколов; † 17 сент. 1851) в 1831 г. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, настоятель (1847-1852) архим. Платон (Фивейский) в 1856 г.- во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, настоятель (1859-1860) архим. Феоктист (Попов) в 1869 г.- во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, настоятель (1860-1868) архим. Геннадий (Левицкий; † 10 февр. 1893) в 1868 г.- во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. С 9 февр. по 6 окт. 1886 г. настоятелем К. м. был архим. св. Владимир (Богоявленский; впосл. митрополит Киевский и Галицкий). Известно, что 3 апр. того же года архим. Владимир отправил в духовную консисторию прошение: разрешить продать старую церковную утварь, а на вырученные деньги купить новую. 21 сент. 1886 г. при архим. Владимире состоялось освящение вновь отремонтированного Троицкого храма.
7 июня 1722 г. решением Синода насельник К. м. иером. Нифонт был извержен из сана и лишен монашества «за святотатство» и кражу из церкви привесов к иконе (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 976-978). В 1764 г. в К. м. проживали игумен и 20 монахов, в 1812 г.- 11 насельников, в т. ч. 8 выходцев из духовного сословия. В мае 1828 г. в К. м. был направлен «для исправления» под надзор настоятеля старец иером. Иларион (Здобин), братский духовник Саровской пуст. 19 июня 1828 г. козловский иером. Димитрий докладывал о старце: «...в течение мая месяца никуда из монастыря не отлучался, вел себя хорошо и соответственно монашескому званию равно и ни в каких худых поступках никогда не замечен» (ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Д. 351. Л. 21). В 1854 г. в мон-ре числились 30 насельников, в т. ч. 20 выходцев из духовного сословия, в 1876 г.- 29 чел., в т. ч. казначей игум. Павел, духовник иером. Геннадий, в 1908 г.- 13 монашествующих и 11 послушников, в 1910 г.- 28 насельников, в т. ч. духовник схииером. Феофан, благочинный иером. Николай и казначей иером. Платон.
В нач. 1920 г. предпринимались попытки устроить в стенах обители концентрационный лагерь. 26 марта в Тамбове состоялось заседание Секции охраны памятников и искусства, на котором решался вопрос о невозможности организации на территории К. м. концентрационного лагеря в связи с тем, что он является памятником архитектуры и должен быть «открыт для широких масс».
В нач. 20-х гг. XX в. имущество К. м. было реквизировано, ценные бумаги, деньги и реликвии подлежали сдаче в казначейство. Насельники до 55-летнего возраста были выселены как тунеядцы, а престарелые и больные монахи переведены в ведение отдела социального обеспечения. В 1921 г. монастырская дубовая роща после частичной вырубки была зачислена в разряд памятников природы, в 1924 г. постройки мон-ря вошли в список памятников церковной старины. В 1926 г. территория мон-ря была передана в распоряжение питомника плодовых сортов И. В. Мичурина. Согласно постановлению Тамбовского губ. исполнительного комитета от 19 окт. 1927 г., кладбище при мон-ре было ликвидировано, значительная часть монастырской стены, часовня над Капитоновым колодцем и 2 яруса колокольни разобраны. К нач. 50-х гг. XX в. сохранялись обе церкви, остатки колокольни, угловая башня, часть монастырской стены, архиерейский корпус, гостиница.
В 1952 г. обл. руководство приняло решение разобрать колокольню, а в 1953 г. Тамбовский областной совет постановил, что Троицкая ц. «не является памятником архитектуры». 31 июля 1957 г. Мичуринский исполком на основании акта осмотра храма за подписью «уполномоченного Пузанкова» решил, что «означенное здание никакой архитектурной, исторической или художественной ценности не имеет». Храм разобрали, кирпич использовали при жилищном строительстве. В Успенской ц. был размещен музей Центральной генетической лаборатории им. И. В. Мичурина (ЦГЛ), в 60-х гг. XX в. на верхнем этаже Успенского храма устроен клуб.
В сер. 90-х гг. XX в. на территории микрорайона ЦГЛ формировалась община верующих под рук. иерея Георгия Политова (впосл. игум. Амвросий). В 1995 г., в праздник Вознесения Господня, свящ. Георгий с группой верующих посетил Успенскую ц. и св. источник и отслужил первый за многие годы молебен. 16 нояб. еп. Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) обратился к мэру Мичуринска Н. М. Антонову с письмом, в котором просил вернуть Церкви сохранившиеся постройки обители. В апр. 1999 г. Тамбовской епархии в бессрочное пользование была передана Успенская ц., в нояб. 2011 г. возвращены здания б-ки и архиерейского корпуса (ранее - лабораторный корпус и школа № 18), в 2012 г.- игуменского корпуса (школа № 18). Но к марту 2014 г. значительная часть исторической территории К. м. оставалась в частной и федеральной собственности.
27 дек. 2007 г. решением Синода К. м. был возобновлен. 1 апр. 2012 г. за Божественной литургией в Успенском храме еп. Тамбовский и Мичуринский Феодосий утвердил игум. Амвросия настоятелем и вручил ему игуменский посох.
В Успенском храме, после того как была смыта побелка с потолка, открылась настенная роспись. По правую сторону сохранились изображения свт. Тихона Задонского, свт. Митрофана Воронежского, праотца Иакова, пророков Иеремии, Даниила, Соломона, по левую - пророков Давида, Моисея, Гедеона и, предположительно Исаии, прав. Иосифа Обручника, мч. Феодора Черниговского, свт. Иоасафа Белгородского. Над левым клиросом изображены преподобные Сергий и Герман Валаамские, над правым - преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Перед алтарем - большая икона Божией Матери «Киево-Печерская» с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием. В К. м. имеется монастырский сад с плодовыми деревьями, на территории - хозяйственные постройки. Рядом с Успенской ц. на месте разоренного монастырского некрополя разбиты газоны и посажены розы, в центре установлен символический памятник «Несение Креста». Ведется восстановление монастырской стены и св. ворот.
В Успенской ц. хранятся частицы мощей святителей Николая Чудотворца и Луки (Войно-Ясенецкого), главы св. Иоанна Крестителя, сщмч. митр. Киевского и Галицкого Владимира, вмц. Варвары, сщмч. Киприана и мц. Иустины, блж. Матроны Московской, преподобных Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского, Кукши Одесского, прав. Софрония Ибердского, Киево-Печерских святых и др. Мощи основателя мон-ря иером. Иосифа Козловского, к-рый почитается как подвижник благочестия Тамбовской епархии (пам. 9 сент. и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), не обретены. Среди святынь К. м.- иконы Божией Матери «Казанская», «Тихвинская» и «Знамение», старца Иосифа. Особым почитанием в К. м. пользуются св. источник в честь Тихвинской иконы Божией Матери и могила блж. Иоанна Григорьева. Ежегодно 9 июля, в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери, совершается крестный ход на св. источник близ мон-ря.
К нояб. 2014 г. в К. м. проживали несколько насельников; настоятель иером. Софроний (Есимов). Братия окормляла 2 прихода - во имя бессребреников Космы и Дамиана в с. Терновом и в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Стаеве (оба Мичуринского р-на Тамбовской обл.).